Шопинг в Андорре

Продолжаю мини-серию про карликовые государства. Недавно побывал Лихтенштейне, теперь Андорра. Пожалуй, Андорра - первая европейская страна, от визита в которую меня активно отговаривали несколько человек. "Делать там нечего", говорили они. "Там замершие 90-е", говорили другие. "Кроме магазинов ничего нет", и так далее. Но я хотел отметить еще одно государство в своем списке путешественника, и как раз представился удобный случай - оказался в Барселоне. Поэтому взяли машину на пару дней и поехали на север, всего три часа в пути.
джерело

Шопинг-улица в столице, Андорра-ла-Велья.

Для начала немного отвлекусь. В Андорру стоит заехать хотя бы ради путешествия по Испании. Если иногда сворачивать с шоссе, можно найти очень милые городки. В этот мы заехали, чтобы выпить кофе, и пока ехали по дороге и вертели головой в поисках кафе, со мной поздоровался прохожий! Впервые у меня такая ситуация - ехал на машине, и мне кивнул человек, который проходит мимо по тротуару. Потом он, кстати зашел в то же кафе, где сидели на пороге местные деды.

Граница и пробка, растянувшаяся в сторону Испании на пару километров. Пятница вечер. Мы уезжали в воскресенье утром, не было никого. Дело в том, что некоторые испанцы любят ездить в Андорру на шопинг, видимо пограничники проверяют, не превысили ли они беспошлинную квоту.

Погода не радовала. Отель тоже был какой-то странный. Сначала нам сказали, что моей брони нет, но номер все же дали без препирательств. Потом сломался замок в номере, в результате мы ночевали в другом, а чемоданы оставались в запертом, пока на следующий день замок буквально не выковыряли из двери. За эти неудобства нам налили чаю и виски, извинились. Что ж, всякое бывает.

Кушать в городе особенно негде. В этом месте нас сразу определили как русских и всучили меню "на русском". Надо придерживаться правила - никогда не соглашаться на русское меню, всегда брать английское. Как вам "ассорти иберийских"? На другой странице мороженое перевели как "лед"! Салат был очень интересный - в нем было все! - зеленые листья, помидоры, кукуруза, яблоко, и даже ананас. На следующий день мы таки нашли неплохое место - кафе Udon Andorra, там вроде вкусно, рекомендую.

Утром пошли гулять. Ну что ж, все что говорили про город - правда. В столице кругом магазины и ничего больше нет. Хотя вру, есть еще горы, на них приятно смотреть.
Конечно же, в стране Андорре есть чем заняться помимо шопинга - летом можно гулять по горам, которые зимой превращаются в лыжные курорты, 300 километров трасс к вашим услугам. Так что надо понимать, что все, что я здесь пишу - одна сторона, есть еще другая, куда более приятная, судя по картинкам в интернете. Нисколько не хочу обидеть Андорру, умолчав о хорошем.

Население города - 22 тысячи человек. Создается впечатление, что все они работают в торговых центрах, их очень очень много. Есть неплохие, большие торговые центры с одеждой - просторно, большой выбор, консультанты, известные бренды, все на уровне, в общем. Но много и небольших магазинов с непонятным товаром, как они выживают?

Туризм в Андорре приносит 80% ВВП страны. Те, кто не катается на лыжах, в основном, конечно, едут закупаться - шмотками, алкоголем. Я насчет одежды не уверен, джинсы Levi's и кроссовки по 90 евро не очень впечатляют. Но например виски Caol Ila я купил кажется за 35 евро, в Швейцарии он стоит 65-70 франков.

Все дело в том, что в Андорре долгое время не было налога на продажи, то есть вся страна - duty free! Но лет 5 назад из-за кризиса в Испании туристическая активность пошла на спад, и кажется, цены в самой Испании снизились, конкурировать стало сложнее. С 2013 года действует НДС 4.5%, но видимо это не очень изменило ситуацию, магазины забиты туристами.
Кстати, раньше в Андорре не было своей валюты, использовали швейцарскую или испанскую, но теперь перешли на евро. Еще Андорра занимает последние места в рейтинге безработицы, всего 3 процента.

10.

Самое отвратительное, что есть в городе - магазины электроники. Заметьте, зазывают даже по-русски. Внутри в основном отборное китайское говно. За прилавками угрюмые ребята, вот эти все магазины - точно прямиком из российских базаров 90-х. В одном таком я специально искал цену на какой-нибудь Canon 5d mark III, на витрине не нашел, но где-то в углу висела картонка с "прайсом" на дорогую технику. Какой позор. Это нужно обходить стороной.

11.

Интересные светофоры в городе. Веселый человечек с резиновыми руками перебегает дорогу крабиком :)

12.

Может быть насчет еды я был не совсем прав, пришлось поискать, но удалось найти отличное кафе вдали от основных шопинг-улиц.

13.

Свернули с центральных маршрутов, попадаются приятные места. Благоустройство! Весь город по сути растянулся в узкой долине между двух хребтов.

14.

Очень высокая пирамида - спа-комплекс! Жаль, не успели туда заглянуть.

15.

Отошли еще подальше, появляется какая-то нормальная городская жизнь, детишки гуляют. Красиво!

16.

17.

Есть даже свои достопримечательности. Туристам нравится.

Вот и вся Андорра, что мы увидели. Бесконечные магазины с часами, дерьмовой электроникой, шмотьем и алкоголем, плюс десятки отелей. Думаю, в столице я больше не появлюсь. А вот на горные склоны я может быть еще заеду.

18.

Возвращаемся. Дорога в Испанию радует прекрасными видами. Утром в воскресенье на шоссе пусто, одно удовольствие вести машину.

19.

Снова заехали в маленький городок. Ну разве где-нибудь в мегаполисе могут налить каппучино в такую чашечку? На всякий случай, вот как найти это кафе.

20.

Город спит. Забрались повыше, встретили еще одного заблудшего туриста и старушку.

21.

И напоследок пара фотографий с воздуха. Очень интересно и приятно лететь, когда внизу не бесконечная вата облаков, а красивые горы.

22.

Альпы. Кажется, где-то здесь должен быть Маттерхорн с пиком почти 4500 метров, но я что-то никак не разберу, где именно.

23.

PS Все фотографии я делал на телефон - Nexus 6. Местами удивляет, насколько хорошо выходят снимки (если света достаточно, конечно), пейзажи неплохие получаются, есть повод лениться брать с собой тяжелую технику. Что думаете?

На этом все! Надеюсь, еще съезжу в Люксембург в этом году. До новых путешествий!